Названия пьес часто бывают весьма любопытными. Что «Недоросль», то и «Горе от ума», по одному названию сложно определить, о чём будет сюжет. К тому же, после тщательного прочнения всей пьесы, иногда всё равно не сразу ясно, каким же образом автор выбрал всё-таки название. Одно из интереснейших выборов в названии пьесы—это «Гроза» Островского, поскольку анализ того, почему назвал он её «Грозой», каждый раз может давать новые выводы и открытия. Правда, что любой, прочитавший пьесу, мог бы сделать вывод, что название отражает саму грозу, которая обливает провинциальный город Калинов в четвёртом действии. Но дело в том, что это только поверхность—если вглядеться, то можно отыскать множество более глубоких выводов. Островский пользуется структурой самого погодного феномена, целясь сделать сравнение между ним и процессом развития различных элементов сюжета пьесы.
С таким выражением анализа названия, пример, который должен первым броситься читателю в глаза, это сам сюжет пьесы. Как и с настоящей грозой, пасмурность пьесы накапливается длительно. Вступление состоится из мелочных конфликтов, которые обсуждаются не на переднем фоне, а со стороны, где Дикой ругает Бориса, как всегда, за пустяки (290). Далее, Катерина и Варвара задумываются о малоподвижности их жизни, особенно Катерины с человеком, которого она не любит, что навивает сильнее «тучи» пьесы (302-303). Но первый признак того, что скапливающиеся тучи не просто дождик проливной, а полноценная гроза, это барыня, предупреждения которой, как гром (который действительно гремит скоро после этого момента), гораздо страшнее и заметнее прежних признаков ненасти (303). После этого момента, на протяжении следующих трёх действий, помимо продолжающегося накапливания туч начинает капать дождь—это персонажи начинают совершать физические поступки, нарушающие их общественные обязанности. Сначала Варвара даёт Катерине ключ от роговой калитки, а затем Катерина делает выбор нарушить клятву и встретиться с Борисом. В конце концов, напряжение обстановки лопает, Катерина высказывает свой грех, что ливнем обкатывает весь город бедой. После этого, стихийный порыв происшедствий затягивает в себя весь Калинов, как гроза затягивает судно на море. Эта структура сюжета пьесы придаёт очевидность причине выбора названия автором, но это не единственная метафора грозы.
Для жителей Калинова, обладающих весьма небольшим знанием о внешнем мире, то, что происходит с миром нынешнем сходно с грядущей грозой. Феклуша выражает волнение Кабанихе, что «по другим городам так просто содом: ... шум, беготня, езда беспрестанная» (316). К тому же, она утверждает, что «умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится» (317). В основном, события, которые описывает Феклуша, похожи на тучи, собирающиеся перед грозой. В этом случае, сама гроза выражается концом мира. Феклуша упоминает, что когда она была в Москве, то видела какого-то чёрта, травящего землю под ногами прохожих, что несомненно намекает на библейскую стихию. Хотя Феклуша утверждает Кабанихе, что эта «суетня» ещё не достигла город, где происходит действие пьесы, признаки этого всё-таки не трудно разглядеть. Лучший пример—это поездка Тихона. Эта поездка сильно напоминает такую суетню потому, что ни разу в пьесе не сказано о её причине, так что кажется, что Тихон, как и москвичи, едет незачем, и не зная точно куда, но в тоже время очень уверенно в себе. Так и получается, что будущее угрожает вот-вот хлопнуть громом и рвануть ливнем кончины всего света.
Можно определить и третий способ применения автором «грозы» в пьесе, но в этот раз не как шаблон для структуры событий, а как символ страха жителей Калинова. Они, как и многие в провинциальных городах, суеверны, и верят в праведность традиции. Даже мысль об отклонении от этих двух сил доводит людей до страха или злости. Никто не смеет противоречить Дикому, когда тот вступает в один из его порывов гнева, несмотря на абсурд его аргументов или причины гнева, только из-за того, что он «значительное лицо в городе». По схожей причине, Кабанов невольно повторяет за мамой указы жене, хоть сам явно не верит в то, что повторяет. Дикой, к тому же, выражает суеверие, поучая, что «гроза-то нам в наказание посылается» (332), и Катерина подтверждает, что «всякий должен бояться [грозы]» (304), потому, что она может убить человека неожиданно. Один Кулигин, учёный-самоучка города, не боится грозы. Он знает, что гром и молнию можно отвести с помощью шеста-громоотвода, и что сам дождь не страх, а наоборот радость—от него цветут цветы и трава растёт. Но его, конечно, не слушают, и жители Калинова отказываются думать о переменах, и таким образом не способны предотвратить несчастие с Катериной.
Не зря Островский выбрал название «Гроза» для своей пьесы. Помимо присутствия настоящей грозы, она ещё участвует как один из центральных символов пьесы, и даже внушает структуру произведения. И даже те три примера, приведённые в этом сочинении недостаточны, чтобы описать весь размах способов включить символ грозы в пьесе Островского. В конце концов почти невероятно, сколько значений автор смог вложить в одно слово «гроза», и становится легко оценить усердие, с которым выбрал автор это первоначально непонятное название пьесы.
No comments:
Post a Comment