Tuesday, June 28, 2011

Классицизм и просвещение в русской комедии.

«В России классицизм был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим направлением и методом в литературе.»[1]

В рамках пьесы, классицизм накладывал чрезвычайно тяжеловесные правила на драматурга, который был вынужден соблюдать как минимум пять серьёзных ограничений на его работу. В состав этих пяти правил входит чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, традиционная система амплуа, сюжет основаный на «любовном треугольнике», строгое соблюдение «трёх единств», и конечно, благополучный конец в котором порок обязательно должен быть наказан, а благодетель должен торжествовать.[2] В этом эссе я примерю ети правила к двум известным пьесам классического периода, к комедии Фонвизина Недоросль, и Грибоедова Горе от ума, чтобы узнать на сколько драматурги классической эры в России действительно соблюдали все правила классицизма.

Начнём с первых двух правил. Разделение героев в Недоросли чётко делится на положительных и отрицательных: все те, которые в лагере Стародума (включая Милона, Софью, Правдина) явно положительные герои, а те из лагеря Скотининых все отрицательные, эгоисты и социально неразвитые персонажи. По системе амплуа тоже многие герои совпадают с правилами – Софья действительно идеальная героиня а Милон её герой-любовник. Второй (и третий) неудачники Скотинин и Митрофанушка. Резонёр, хоть и имеющий собственные чувства но в оснавном искладывает морали и высказывает авторскую оценку происходящего, так что можно сказать, что роль резонёра он выполняет. Служанка Еремеевна конечно никакая не субретка, но это небольшое отдаление от правил. В отличии от этого, Грибоедов гораздо более неясен со своими героями. Софья далеко не идеальная героиня – она нелюбит «героя» Чацкого (который тоже не весьма героически упрям и надсмешлив), влюбляетса в низкого типа Молчалина и неслушается отца. Поскольку нет точно героя любовника, то и второго любовника тоже сложно определить. Роль резонёра практически отсутствует, если только не Чацкий, но он слишком сильно учавствует в происшедсвиях чтобы возможно было приписать ему такую роль. Единствинная часть амплуа исполненая в Горе от ума, это субретка, Лиза, которая действительно бойкая, находчивая и остроумная, и помогает господам в интригах. Из за того, что роли в этой пьесе так спутаны, сложно вести речь о положительных и отрицательных героях. У всех есть хорошие и плохие признаки, и в основном кто прав а кто неправ определить сложно даже прочитав всю пьесу.

Правило о любовном треугольнике не соблюдается в обоих пьесах. В Недоросли за Софию борются не три а четыре человека: Милон, Скотинин и Митрофанушка. А в Горе от ума дело ещё более запутано, и состоит как минимум из трёх таких треугольников: Чацкий любит Софию, которая сама любит Молчалина; тот любит не Софию а Лизу, которая в свою очередь влюблена в буфетщика. Это правило одно из самых ограничивающих, поетому оба драматурга решили его не соблюдать.

Четвёртое правило классицизма, соблюдение трёх единств, тоже весмя строгое. Хотя обе пьесы проявляют единство времени (они происходят за сутки), и места (всё содержится в одном доме), но единство действия не соблюдается ни в той ни в другой пьесе. Что и в Недоросли то и в Горе от ума легко спорить что именно главная суть пьесы – любовная интрига или социальная неполноценность большинства героев, которую в продолжение всей пьесы критикуют Стародум и Чацкий. Это вынуждение задуматься о главной теме пьес сразу означает, что единство действия не соблюдено.

Последнее правило как и первое соблюдается только в одной из пьес. В Недоросли все пороки, которые несли страдание служащим им были страшно наказаны Правдиным, «за бесчеловечие жены [Г-жи Простаковой] повелевает [ему] правительство принять в опеку дом [их] и деревни.»[3] К тому же, Милон, со влиянием Стародума, заполучил свою любимую Софью, разрешая разом любовную интригу. По сравнению с этим, окончание Горе от ума гораздо более неясно. Молчалин был наказан за то что любовь его на самом деле была далеко не искренняя, но в то же время нельзя сказать, что Молчалин полностью отрицательный герой и порок, ведь он хотел только лучшего для всех и делал тат как отец его научил. Но хуже то, что герой Чацкий тоже был наказан за его напрасные попытки изменить Московский народ морально. Герой по правилам классицизма должен торжествовать в конце пьесы, по этому такой конец идёт вразрез классицизму.

Подводя итоги, легко заметить что Недоросль подвергается многозначительно болшим правилам классицизма чем Горе от ума. Если вспомнить что последняя пьеса написана гораздо позднее в периоде классицизма чем первая, то мы можем сделать вывод что к тому времени как Грибоедов написал свою пьесу, сила влияния ограничений этой эпохи драматургии сильно уменьшилась. Одной из причин этого процесса является Эпоха Просвещения, оттенки которой особенно видны в том как в обоих пьесах особое значение придано дискуссии социальных моральностей и этике. Соответственно перехождение драматургов в эту эпоху просвещения чётко отражается в их пьесах. Утихает значительность авторитетных догматов и правил, которые изображают религию и монархию, а подчёркивается отношение человека с обществом, и именно это и твердили философы эпохи просвещения, что человек и его отношения главнейшие в жизни. Таким образом мы можем сделать вывод, что процесс в котором драматурги перестают придерживатся классицизму символизируед переход всей России в просвещенческий век.



[1] «Классицизм (Россия)» Википедия. 21 Декабрья 2009. 20 Апреля 2010.

[2] Стучебрухова, О. Лекция. 20 Апреля 2010.

[3] Фонвизин. Недоросль. 78.

No comments: