Tuesday, June 28, 2011

Кошмар чинов: Общественный конфликт русской комедии XVIII века.

По классицистическим принципам, комедия состоит существенно из одного любовного треугольника. Но в России, писатели комедий не могли обойтись без того, чтобы в сюжете, кроме истории о любви, ещё не рассказать об общественной проблеме, чаще всего о самолюбии господствующего класса, и их принебрежении подчинённым. Такая формула была настолько распространена, что можно было бы добавить её в правила классицизма именно русской комедии. Особенно полезно проанализировать ту проблему, о которой пишет Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» и А. С. Грибоедов в комедии «Горе от Ума». Общественная проблема, описываемая этими авторами, несколько похожа, что в одной, то и в другой пьесе. А именно, Грибоедов и Фонвизин пишут о страстном увлечении России чинами, и можно чётко разглядеть примеры и из свинарника «Недоросли» и из фантастического общества «Горя от Ума» как одержымых чинами, так и резонёрствующих против этой помешанности.

В обеих пьесах есть множество случаев, в которых персонажи принимают свои чины главнейшими факторами своей жизни. В самом начале «Недоросли» пример злоупотребления нечестно заслуженного чина сразу бросается читателю в глаза, когда, обращаясь к портному, Госпожа Простакова рявкает «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире» (14). Скотинин разъясняет причину их уверенность тем, что они могут так распоряжаться слугами, докладывая, что «Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный» (60), и поэтому он возмущается, «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» (71). Москвичи в «Горе от Ума» обожают получать чины, так же, как и Скотинин и Простаковы. Полковник Скалозуб мечтает о возвышении и при вопросе об генеральстве хвастается: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; / Об них как истинный философ я сужу; / Мне только бы досталось в генералы» (116). Для Скалозуба нет ничего важнее, чем получить высокий чин – но что же это ему даст в конце концов? В какую сторону потечёт остальная его жизнь после того, как он добьётся своего генеральства? Смотря со стороны, сложно сказать, зачем всем так нужны чины, но, к сожалению, общество приучило их так жить, и никаким образом уже нельзя переубедить таких людей.

Но в том то и комедия, что существуют персонажи в обеих пьесах, которым страстно хочется переубедить этих неисправимых людей. Стародум в Недоросле резонёрски замечает, что «чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается» (35), и так задаёт тон своей критики по всей пьесе. С Правдиным, Стародум решительно разоблачает пристижность чина, потому, что «одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» (38). В конце пьесы, не сумев растолковать персонажам из лагеря Скотининых, что чин их от правосудия не спасёт, Правдин вынужден принять в опеку дом и деревни Простаковых, будучи от страсти к чинам такими бесчеловечными. Наименее благополучны усилия Чацкого втолковать Москвичам о бессмысленности чина. Больше всего он огорчён тем, что «Теперь пускай из нас один, / ... / Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, / В науки он вперит ум, ... / ... / Они тотчас: разбой! пожар! / И прослывет у них мечтателем! опасным!!» (120), что и происходит с ним в самом конце пьесы, и он, недоумевая, как же может до таково дойти общество, покидает свой провальный проект в Москве.

Фонвизин и Грибоедов подчёркивают кошмарное положение общества России в XVIII и XIX веках. Люди, бросая всё, сломя голову, дерутся за чины, забывая в процессе должности к семье и близким, и даже те достоинства, за которые сам чин предназначено давать. Хуже всего, что таким людям доверенно править народом страны, и из «Недоросля» легко увидеть, какое бесчеловечие от этого происходит. Немудрено, что оба драматурга посветили такую значительную часть пьес дискуссии об этих общественных проблемах, местами даже опережая по важности любовный треугольник, который в принципе по классицистическим правилам должен оставаться важнейшим и единственным сюжетом комедии. Как же можно не учесть в произведении проблему, которая проникает в каждый уголок общественной жизни?

No comments: